Отзывы

«Не зря говорят, что человеку на протяжении его жизни может принадлежать лишь две вещи – то, что он запомнил, и то, что он прочувствовал. Собственно, эти две трансцендентные, почти эфемерные субстанции, энергетически питающие обладателя, наделяют физическую оболочку человека личностью, волей, характером, зачастую – судьбой. И только люди с развитым ощущением прекрасного, понимающие тонкую взаимосвязь бесконечных микровселенных в составе единого мира, способные обращать секундную вспышку озарения в нескончаемую музыку своей души, могут служить для остальных проводниками в мир совершенной гармонии, абсолютного единения с природой. Быть с ней обязывает говорить на ее языке, понимать ее состояния, внимать ее мотивам. Перешагнуть черту бесконтактного зрительного монолога (“смотреть”) в многоголосный диалог (“видеть”) дано единицам, и через фотографию видящие способны передать смотрящим часть своего откровения, смысл своей избранности.
Природа – лучшая фотомодель и одновременно лучшая книга, написанная Богом для человека. Она не станет позировать перед фотографом, раскрывать свой характер или давать ему подсказку, ее нельзя обаять своей настойчивостью. Доступность образного смысла природы откроется лишь после прочтения себя самого, умиротворения своих страстей, устремления взгляда как внутрь сознания, так и во внешнюю бесконечность. Без выполнения этих условий природа останется безликой, и не возжелает сбрасывать с себя мантию загадки.
Настоящий фотограф-пейзажист знает, какие трудности его ждут, но если он подготовлен и преисполнен чистоты, то всегда сможет выпросить у природы аудиенцию на часок-другой. Как нельзя лучше удается это Александру Камакаеву — человеку, отдавшему рисованию природы светом тысячи своих вдохновений, переживаний, сомнений. Пейзажная фотопоэзия живет в его душе, являя себя зрителю на отпечатках — столь светлых, понятных и технически безукоризненных. Александр никогда не ищет для себя “удобных кадров” или работ за одну минуту – его лучшие живописные произведения рождаются вдалеке от цивилизации — там, где природа давно ждет своего часа, чтобы раскрыть перед мастером никем не виданный облик, заполнить собою стремление автора выразить окружающее человека изящество. Александр преодолевает тысячи километров, испытывает жестокие морозы, долго бывает в одиночестве – и все ради цели быть в поисках.
Не всегда удается найти, ведь природа любит играть в прятки. Но победа приходит громко и осознанно – противопоставления планов, композиционная геометрия ландшафтов, тонкая лирика времен года, цветовые контрасты, гиперболические образы, — ни от чего не ускользает взгляд Александра в его осознанном паломничестве в самое сердце природы. Трудно даже представить, сколько еше прекрасных пейзажей встретит этот талантливый молодой автор на своем жизненном пути. Но уже им пройденное, увиденное и увековеченное вне всякого сомнения является колоссальным вкладом в фотографическое искусство и приобщение нас к красоте, сближение с настоящей природой – природой вокруг нас, природой нас самих.»

Евгений Зубенко, Главный редактор журнала Photographer, г. Киев

«Ничто так не волнует нас, как живой облик природы, тем более облик «запечатленный». В бесконечном ряду фотографических импровизаций пейзажа заложены традиции, которым не менее полутора столетий. И сегодня появляются открытия, подтверждающие, что сущностное природно-ландшафтное, исконное и сущностное человеческое, по сути, одноприродны. Нас никогда не оставит желание всмотреться в наше природное «Я» и осознать окружение, то пространство нашего местообитания – «нутро» Первоматери Природы. То и другое сопричастно по происхождению, в них – тайное и явное в одном. Отражая в первозданном, почти отшельническом пейзаже, это двойное начало: глубину вечного и личностные переживания, фотохудожник-поисковик Александр Камакаев находит свои откровения.»
«Отстранив традиционную лирическую привязанность к аскетическому ландшафту, где сказывался личный характер «непреднамеренного уединения», Александр отдает дань пластическим наблюдениям, рискуя, но и угадывая вектор движения стиля современности. Он ищет пределы обогащения содержательных возможностей образа за счет подключения знаковых элементов и построений пластического порядка, вторгаясь своими модельными вариациями в объективную логику движения сегодняшнего дня. В последнем цикле фотографических воспроизведений автор показывает свето-теневые и структурно-формальные комбинации человеческого тела. Этот трудный спектр визуального искусства предопределяют факторы, располагающиеся где-то между художественным взглядом в глубокой тишине интерьеров и перфомансом: за парадоксальной тенью бренности, гармонии и красоты, и модернистским акцентом рукотворного театра, в бесконечности соблазна и греховного притяжения торжествует НАГАЯ СУЩНОСТЬ.
Очередной творческий период Александра Камакаева не закончен — идет развитие и поиск собственных путей в пространстве нового мировосприятия.»

Н.И. Рыбаков, Заслуженный художник Российской Федерации, член Союза фотохудожников России, член Союза художников России, действительный член Петровской Академии наук и искусств

«Его работам присущи камерность, сдержанность и монохромность. И это не случайно, поскольку для него главное в пейзаже состояние, психология, а зачастую и драматизм. Его фотографии – это результат терпения и ожидания. Он словно застает природу в минуты откровения, когда она находится в состоянии тоски и депрессии. Многие из нас видели эти моменты в жизни, но передать это посредством фотографии удавалось не каждому. Александр удивительным образом справляется с этой задачей.»

Алексей Снетков, Директор Красноярского филиала Союза фотохудожников России, член Союза журналистов России, кандидат культурологии

«Она еще не родилась,
Она и музыка, и слово,
А потому всего живого
Ненарушаемая связь…»
Эти строки из стихотворения О.Мандельштама необычайно точно описывают ощущение, которое испытываещь, глядя на работы Александра Камакаева. Все его творчество словно находится на границе музыки и тишины, и уже безусловно намного выше слов. Ибо этого не выразить словами.Поэтому зритель и замирает в таком безмолвном восхищении перед каждой картиной.
«Но позвольте, — заметит внимательный читатель, — почему же «картиной»? Ведь это всего-навсего фотографии?» И тут позвольте не согласиться. «Всего-навсего фотографии» — это то, что мы с вами делаем в отпуске или на пикнике, а на этом сайте вашему вниманию представлены именно картины (или, как назвала их Т. Закаблукова, фотокартины), причем красивейшие и необычайнейшие.
Дорогой читатель (или «смотритель»), пожалуйста, не торопитесь, не кликайте на стрелочку, не бегите по сайту «вперед и быстро», как это так часто бывает с нами в повседневной жизни, остановитесь на мгновение и всмотритесь, всмотритесь и замрите в восхищении.
Всмотритесь… и незаметные на первый взгляд детали начнают вдруг приобретать объем, четкость и наполняться смыслом, все, что казалось мелочью, вдруг превращается в нечто необычайно важное, оно словно вдруг вырастает из первозданного хаоса и оказывается именно там, на своем месте.
Всмотритесь… и кажется – стоит просто протянуть руку, и коснешься этой звенящей тишины, очнешься вдруг под очищающим от повседневной суетыдождем, закружишься под пальмой горячей южной ночью, окажешься на дороге, ведущей… кто знает?… может быть, в бесконечность, а может, просто в дом, где горит огонь и ждут именно нас (ведь должен же быть такой дом где-то на этой земле, верно?)
Всмотритесь… и понимаешь вдруг, что все в этом мире так, как должно быть, все приобретает внезпно четкую форму и необычайную ясность.
Точка и бесконечность, мгновение и вечность, радость и горе – все это наполняется непередаваемым внутренним смыслом. Неожиданно осознаешь, как прекрасен этот мир. И так безумно хочется там остаться, раствориться среди этого бесконечного снега и бескрайних гор, среди рек, озер и туманов, среди дождя и солнца. Потерять себя и снова найти, но уже новым, преображенным этими красотой и чистотой. И вновь захотеть там остаться – в этом мире, таком необычном, таком прекрасном и сказочном, и, в то же время, таком реальном. И понимаешь, что это он и есть – наш мир. И так по-новому хочется в нем жить, искать, творить….
Всмотритесь… увидеть мир таким, каков он есть, таким прекрасным и неповторимым, передать через мгновение – вечность, через полузастывшую в кадре позу – всю сущность движения, через линию горизонта – бесконечность, и через молчание негатива – всю музыку мира… Это и есть Исскусство Фотографии, великий дар, которым Александр обладает в полной мере, и не просто обладает, а делит его с нами.
В отличии от художника, который может взмахом кисти полностью изменить пространство вокруг нас, превратив увядший цветок в свежий бутон или сделав предгрозовое небо абсолютно ясным, фотограф закован в жесткие рамки бытия и пространстрва. Он обладает лишь линзой, что бы в проблеске света, достигающем пленки или чипа, передать нам весь мир, да еще и свою душу вместе с ним.
И он не может ничего сделать с этим миром, ибо мир на пленке таков, каков он есть, и фотограф не оживит увядший цветок, как и не повернет время вспять. Но Художник такого уровня как Александр может в этой короткой вспышке света сказать так много и показать нам мир совсем другим, возможно, даже полностью изменить наше к нему отношение (как он кардинально изменил мой взгляд на Сибирь, которая до знакомства с его творчеством была для меня лишь местом изгнания, наполненным тоской и так далеким от прекрасного). И если мы остановимся перед снимком, замрем в изумлении, вспомним что-то дорогое или задумаемся о вечном – он выполнил свою миссию.
Работы А. Камакаева настолько абсолютно цельны и гармоничны, что порой не верится, что они реальны, что все это может уместиться на тонком и таком хрупком негативе. Это словно не реальность, а выдумка или сказка.
В своих картинах Александр не просто фиксирует внешнее, он пытается передать, донести до нас внутреннее содержание этого мира. А мы смотрим – и мы уже не одни, мы уже не наблюдатели, а участники… нет уже монолога, диалог приходит ему на смену. Диалог…. между кем и кем?… между фотобумагой и… да нет, тут нет уже фотобумаги, и материал уже не материален, и диалог этот идет уже давно, между нами, нашими душами и чем-то великим, что говорит напрямую с ними, и тогда слова уже становятся ненужными, сливаются с музыкой, и только души поют…
Александр идет по свету, крепко держа в руках камеру, а его талант, чувство прекрасного и руководство свыше направляют ее, превращая из обычного сосредоточия стекла и пластика в старый добрый волшебный фонарь, так облагораживающий наш мир. И этот фонарь, вырывая своими лучами из мрака окружающий мир, освещает его и возвращает нам же, только уже другим, настоящим, прекрасным, таким, каким он должен быть, не забитым нашим ежедневным бытом и борьбой за существование, а полным красоты, мечты, полета.
Спасибо, огромное спасибо Вам, Александр, за Ваши работы, за Ваше вдохновение, за эту божественную красоту и внутренний свет, которые Вы вносите в наши будни! За то, что Вы можете хоть на несколько мгновений остановить наш безумный бег по жизни и заставить всмотреться, задуматься, помечтать…
Спасибо Вам.»

С. Завельская, "DTCC", New York